Неточные совпадения
Стародум. Надлежало образумиться. Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый
человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без
заслуг пожаловану.
Стародум. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может выйти в
люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается
заслуга; что
люди выбираются для мест, а не места похищаются
людьми, — тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.
— Каждый член общества призван делать свойственное ему дело, — сказал он. — И
люди мысли исполняют свое дело, выражая общественное мнение. И единодушие и полное выражение общественного мнения есть
заслуга прессы и вместе с тем радостное явление. Двадцать лет тому назад мы бы молчали, а теперь слышен голос русского народа, который готов встать, как один
человек, и готов жертвовать собой для угнетенных братьев; это великий шаг и задаток силы.
— Оценки всех явлений жизни исходят от интеллигенции, и высокая оценка ее собственной роли, ее общественных
заслуг принадлежит ей же. Но мы, интеллигенты, знаем, что
человек стесняется плохо говорить о самом себе.
— Я — Самойлов. Письмоводитель ваш, Локтев, — мой ученик и — член моего кружка. Я — не партийный
человек, а так называемый культурник; всю жизнь возился с молодежью, теперь же, когда революционная интеллигенция истребляется поголовно, считаю особенно необходимым делом пополнение убыли. Это, разумеется, вполне естественно и не может быть поставлено в
заслугу мне.
— Тогда, это… действительно — другое дело! — выговорил Харламов, не скрывая иронии. — Но, видите ли: мне точно известно, что в 905 году капитан Вельяминов был подпоручиком Псковского полка и командовал ротой его, которая расстреливала
людей у Александровского сквера. Псковский полк имеет еще одну историческую
заслугу пред отечеством: в 831 году он укрощал польских повстанцев…
Он именно ставит в
заслугу себе и своим, что наконец-то они побороли свободу и сделали так для того, чтобы сделать
людей счастливыми.
Это великая
заслуга в муже; эта великая награда покупается только высоким нравственным достоинством; и кто заслужил ее, тот вправе считать себя
человеком безукоризненного благородства, тот смело может надеяться, что совесть его чиста и всегда будет чиста, что мужество никогда ни в чем не изменит ему, что во всех испытаниях, всяких, каких бы то ни было, он останется спокоен и тверд, что судьба почти не властна над миром его души, что с той поры, как он заслужил эту великую честь, до последней минуты жизни, каким бы ударам ни подвергался он, он будет счастлив сознанием своего человеческого достоинства.
Но Руссо имел большую
заслугу в истории европейского
человека, как и романтизм вообще, — он много сделал для разворачивания душевной жизни
человека, для возникновения новой чувствительности.
Изображение мученичества и пустынножительства современного упадочного
человека — главная
заслуга Гюисманса, кроме него никто на это не дерзал.
Христос не совершал чудес в истории, отверг этот дьявольский соблазн, так как в свободе
человека видел смысл истории, так как чудеса были бы насилием и не оставили бы места для достоинства и
заслуги любви к Христу.
Старый мой барин,
человек добросердечный, разумный и добродетельный, нередко рыдавший над участию своих рабов, хотел за долговременные
заслуги отца моего отличить и меня, дав мне воспитание наравне с своим сыном.
— Точно так, ваше превосходительство, благодарение богу-с. Всё от него, от создателя милостивого! Скажем, теперича, так: иной
человек и старается, а все ему милости нет, коли-ежели он, значит, создателя своего прогневил! А другой
человек, ежели, к примеру, и не совсем потрафить сумел, а смотришь, создатель все ему посылает да посылает, коли-ежели перед ним сумел заслужить! Так-то и мы, ваше превосходительство: своей
заслуге не приписываем, а все богу-с!
— Надеюсь, это не дурно: лучше, чем выскочить из колеи, бухнуть в ров, как ты теперь, и не уметь встать на ноги. Пар! пар! да пар-то, вот видишь, делает
человеку честь. В этой выдумке присутствует начало, которое нас с тобой делает
людьми, а умереть с горя может и животное. Были примеры, что собаки умирали на могиле господ своих или задыхались от радости после долгой разлуки. Что ж это за
заслуга? А ты думал: ты особое существо, высшего разряда, необыкновенный
человек…
Люди, любящие так, никогда не верят взаимности (потому что еще достойнее жертвовать собою для того, кто меня не понимает), всегда бывают болезненны, что тоже увеличивает
заслугу жертв; большей частью постоянны, потому что им тяжело бы было потерять
заслугу тех жертв, которые они сделали любимому предмету; всегда готовы умереть для того, чтоб доказать ему или ей всю свою преданность, но пренебрегают мелкими ежедневными доказательствами любви, в которых не нужно особенных порывов самоотвержения.
На все это имею честь обратить внимание вашего превосходительства и при сем считаю своею обязанностью свидетельствовать пред вашим превосходительством о незаменимых
заслугах находящегося при мне вольнонаемного канцелярского служителя Измаила Петрова Термосесова, тонкой наблюдательности которого и уменью проникать во все слои общества я обязан многими драгоценными сведениями, и смею выразить ту мысль, что если бы начальству угодно было употребить этого даровитого
человека к самостоятельной работе в наблюдательном роде, то он несомненно мог бы принесть пользу безмерную».
«Говорят: «мы передаем свои поступки воле других
людей, и наши поступки не могут быть ни дурными, ни хорошими; в наших поступках не может быть ни
заслуги за доброе, ни ответственности за злое, так как они совершаются не по нашей воле».
— К вам теперь обращаюсь, домашние, — продолжал Фома, обращаясь к Гавриле и Фалалею, появившемуся у дверей, — любите господ ваших и исполняйте волю их подобострастно и с кротостью. За это возлюбят вас и господа ваши. А вы, полковник, будьте к ним справедливы и сострадательны. Тот же
человек — образ Божий, так сказать, малолетний, врученный вам, как дитя, царем и отечеством. Велик долг, но велика и
заслуга ваша!
Параша знала уже наперечет всю дворню, всех старух и стариков в крестьянах, которых особенно следовало подарить, и Софья Николавна, привезшая с собой богатый запас разных мелких вещей, всём назначила подарки, располагая их по летам,
заслугам и почету, которым пользовались эти
люди у своих господ.
Одной этой
заслуги было вполне достаточно, чтобы признать
человека способным и достойным.
Или, например, я верю в добрую природу
человека, по-моему — это хорошо, а по-вашему — это «вина», истинная же
заслуга заключается в человеконенавистничестве…
— Но у царя нашего есть верные слуги, они стерегут его силу и славу, как псы неподкупные, и вот они основали общество для борьбы против подлых затей революционеров, против конституций и всякой мерзости, пагубной нам, истинно русским
людям. В общество это входят графы и князья, знаменитые
заслугами царю и России, губернаторы, покорные воле царёвой и заветам святой старины, и даже, может быть, сами великие…
Ольга Федотовна никогда не могла примириться с тем, что бабушка ценила поступок Грайвороны как нечто достойное особой похвалы и благодарности, тогда как Ольга Федотовна знала, что и она сама, и Патрикей, и многие другие
люди не раз, а сто раз кряду умерли бы за князя и княгиню и не помыслили бы поставить это себе в
заслугу, а только считали бы это за святой долг и за блаженство.
Бакин. Каждому по
заслугам, князь. И кроме того,
человек щедрый, гостеприимный, отличный семьянин. Господа, заметьте это! Это редкость в наше время. Ну, одним словом,
человек почтеннейший во всех отношениях. Так я говорю?
Увидит, бывало,
человека незнакомого с знаками
заслуг, а иногда и в большом чине, и встретит официально вопросом: «Что вам угодно?» А потом, как тот назовет себя, он сейчас сделает шаг назад и одной рукой начнет лоб почесывать, чтобы лучше вспоминать, а другою отстраняет гостя.
Обыкновенно, когда я остаюсь сам с собою или бываю в обществе
людей, которых люблю, я никогда не думаю о своих
заслугах, а если начинаю думать, то они представляются мне такими ничтожными, как будто я стал ученым только вчера; в присутствии же таких
людей, как Гнеккер, мои
заслуги кажутся мне высочайшей горой, вершина которой исчезает в облаках, а у подножия шевелятся едва заметные для глаза Гнеккеры.
Весьма естественно развилось в нем чувство отвращения к спеси и чванству старинных бояр, и здравые понятия о достоинстве
заслуг и трудов, столь простые и близкие
человеку, не исказившему природного смысла, — очень легко, конечно, могли овладеть его умом.
Смиренно сознать ничтожность всех привилегий, даваемых происхождением и случаем, понять, что всякий
человек, кто бы он ни был, возвышается только трудом и личными
заслугами, убедиться в этом теоретически и постоянно применять свое убеждение на практике — есть, конечно, дело великое.
Я не отрицаю
заслуг врачебной науки и ее служителей, но мне кажется, что ежели раз
человек решил, что жить довольно, то, при известной дозе порядочности, даже не совсем прилично обороняться от смерти.
Все на свете — и хорошее и дурное — дается
человеку не по его
заслугам, а вследствие каких-то еще не известных, но логических законов, на которые я даже указать не берусь, хоть иногда мне кажется, что я смутно чувствую их.
Но, несмотря на то, внимание многих
людей в свете доставляло мне удовольствие, льстило самолюбию, заставляло думать, что есть некоторая
заслуга в моей любви к мужу, и делало мое обращение с ним самоувереннее и как будто небрежнее.
— Да, конечно. Вас,
людей, ожидает великая, блестящая будущность. И чем больше на земле таких, как ты, тем скорее осуществится это будущее. Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно, человечество было бы ничтожно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды — и в этом ваша высокая
заслуга. Вы воплощаете собой благословение божие, которое почило на
людях.
Ераст. Как вы, однако, греха-то боитесь! Вы, видно, хотите совсем без греха прожить? Так ведь это гордость. Да и какая ж
заслуга, ежели
человек от соблазну прячется? значит, он на себя не надеется. А вы все испытайте, все изведайте, да останьтесь чисты, непорочны — вот
заслуга.
Как скоро это сделано хоть одним
человеком, каковы бы ни были его
заслуги, чин и положение, — зараза неминуемо распространяется дальше.
Да и ни один порядочный
человек не поставит в
заслугу ни себе, ни другому — того, что он не вор, не подлец и не пьяница.
— Конечно! Он к нему приставлен и соблюдет. Вы как думаете: ведь чем плоше
человек, тем ангел к нему умней ставится, чтобы довел до дела. Это и ему в
заслугу.
Иначе, впрочем, и не могло быть в то время: хотя Петр и уничтожил китайскую стену, отделявшую до него боярина от окольничего, окольничего от думного
человека и т. д., хотя он, признавши права
заслуг и образования, дал всем простор идти вперед, но не могли же все вдруг приобресть образование и отличиться
заслугами.
Всё были чистопсовые, а теперь культурными сделались. И даже
заслуги особенные выдумали, которые об культурности несомненно свидетельствуют. Я, говорит, из тарелки ем, а Иван мой из плошки; я салфеткой утираюсь, а Иван — стеклом. Вот почему я и называюсь культурным
человеком!
Но вот в том-то и
заслуга художника: он открывает, что слепой-то не совсем слеп; он находит в глупом-то
человеке проблески самого ясного здравого смысла; в забитом, потерянном, обезличенном
человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда незаглушимые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие.
— Что «и я»? Разве не правда? Какие твои
заслуги, чтоб тебя простили? Иди, помирай! Нужнее тебя есть
люди, работящее тебя, и те идут… Поправь мне подушку… вот так.
Но в его переписке и биографии находятся факты, указывающие положительные его
заслуги для общества, состоящие именно в том влиянии, какое имел он на
людей, сделавшихся весьма известными в русской литературе.
Но теперь мы не уважаем подобных
заслуг, [равно] как не уважаем
человека [и] за то, если он лишил себя способности любить женщину или заглушил в себе собственную волю до того, что уже превратился в автомата [, только исполняющего чужие приказания].
Конечно, можно признать известную долю
заслуги в
человеке, даже и ничего не сделавшем для общества, только уже за то, что он силою размышления и самостоятельных наблюдений дошел до сознания ложности того, что всеми окружающими его выдается за истину.
Но надо согласиться, что в этом особенной
заслуги с их стороны нет и что если есть
люди, лишенные даже желания выйти из болота, так и это еще не дает нам права считать героями тех, которые желают из него выбраться.
Анненкова кончено, и всякий любитель литературы, кроме разве
людей, сочувствующих издателям «Северной пчелы», почтит, конечно, искренней благодарностью его труды по изданию нашего великого поэта как истинную
заслугу пред русской литературой и обществом.
Стоит только немного подумать, и мы всегда найдем за собою какую-нибудь вину перед человеческим родом (пусть это будет хотя бы только та вина, что, благодаря гражданскому неравенству
людей, мы пользуемся известными преимуществами, ради которых другие должны испытывать еще больше лишений), — и это помешает нам посредством себялюбивых представлений о своих
заслугах считать себя выше других
людей.
Человек сотворен для того, чтобы мыслить; в этом всё его достоинство и вся его
заслуга. Обязанность
человека только в том, чтобы мыслить правильно. Порядок же мысли в том, чтобы начинать с себя, своего творца и своей цели. А между тем о чем думают мирские
люди? Никак не об этом, а только о том, как повеселиться, как разбогатеть, как прославиться, как сделаться королем, не думая о том, что такое значит быть королем и что значит быть
человеком.
Как лошадь на рушильном, покатом колесе не может остановиться, а должна идти, так и
человек не может ничего не делать. И потому в том, что
человек работает,
заслуги столько же, как и в том, что лошадь передвигает ноги стоя на покатом колесе. Важно не то, что
человек что-то делает, а важно то, чтò он делает.
— Ну, а кого ж бы вы особенно удивили, если бы были с ними? — с дружеской улыбкой возразил Свитка. — Эх, господин Хвалынцев! Донкихотство вещь хорошая, да только не всегда!.. Я возмущен, может быть, не менее, но… если мстить, то мстить разумнее, — прибавил он шепотом и очень многозначительно. — Быть бараном в стаде еще не велика
заслуга, коли в
человеке есть силы и способность быть вожаком.
Мир является великой иерархией идейных существ, идейным организмом, и в этом постижении софийности «мертвого» мира лежит
заслуга оккультизма [Под оккультизмом я разумею здесь не столько современный, школьный оккультизм, воспитываемый особой тренировкой, но общую природную способность
человека проникать за кору явлений, особенно свойственную народам в ранние эпохи развития и отразившуюся в сказке, эпосе, фольклоре, верованиях и «суевериях».], сближающая его с ««поэтическим восприятием» природы вообще.